Суббота, 27 Апреля 2024, 06.12.11
 
Главная Регистрация RSS 12+
Приветствую Вас, Гость
 
Случайное фото
Главное меню
Присоединяйся
...
Sangreal
Другое
Официальный
Sangreal
календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Не официальный
Sangreal
Мир
Статистика
Яндекс.Метрика
Будь с нами!
мИНИ ЧАТ
200
Пишите нам!
e-mail: 
vizoviy_gay@inbox.ru
Поделиться
Поиск
Автор Сайта
Погода на 2 дня
Присоединяйся
 
   
Будь с нами!
Если вы хотите поддержать сельский проект "Татарское село" - зарегистрируйтесь на этом портале и пригласите своих друзей!
Погода сейчас
Погода СЕЙЧАС
Новости региона
Новости района
Бесплатный смс



Дорогие односельчане и гости нашего портала! Нажав на эти кнопки вы можете отправить бесплатные смс своим друзьям и близким!
Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама: веру в единство и единственность Аллаха – Его вечность, справедливость и всемогущество; веру в предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков, и, прежде всего, Пророка Мухаммеда; веру в священность Корана; веру в воскресение мертвых в Судный день.

Порицание исламом чрезмерности в известной степени определило и небольшое число праздников, а также скромность их проведения. В традиции ислама каноническими считаются только два праздника: Ид аль-адха (Курбан-байрам) – Праздник жертвоприношения и Ид аль-фитр (Ураза-байрам) – Праздник окончания поста месяца рамадан. Остальные праздники не являются каноническими и отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью Пророка Мухаммеда, священной историей и историей ислама. Еженедельным праздничным днем мусульман является пятница (араб. яум аль-джума – «день собраний»), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть чтобы совместно совершить полуденную молитву (зухр) и выслушать проповедь имама (хутба).

Даты мусульманских праздников и памятных событий определяются по новолуниям и имеют следующую календарную последовательность:

МУХАРРАМ
Новый год
Ашура

Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1 мухаррама наступает Новый год по лунному календарю, этот месяц считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьей и близкими. Эта дата – 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю – считается началом мусульманской эры и поэтому месяц мухаррам так почитается мусульманами.

Из всех дней месяца мухаррам выделяется десятый день – Ашура (арам. «десять»), который почитается особо: по преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «о люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама». В традиции иудаизма в десятый день месяца мухаррам (месяц тишрей по еврейскому календарю) еще задолго до появления ислама стал соблюдаться пост и отмечаться Йом-Кипур – День Искупления, когда совершается покаяние и приносится жертвоприношение за содеянные грехи.

В мусульманской традиции день Ашуры посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции – Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея) и началу его пророческого служения (Коран 28:6-37). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда

Во времена династии Омейядов (661-750) в день Ашуры мусульмане одевались в новые и нарядные одежды, веселились и устраивали праздничное угощение.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 г. по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн – младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей». После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение.

В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления (та-зийа), воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления – траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур – печь, куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих (десте), которые несут черные знамена (бераг); некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая – «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней – поэтому их даже собирают в особые сосуды – слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников (роузехани).

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Траурные дни длятся 29 дней, но часто траур соблюдается и в следующем месяце – сафаре. Существует традиция обновлять в эти дни посуду и другую домашнюю утварь. В период мухаррама считается богоугодным купить мухр – прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли (Кербелы или Мекки); на этих таблетках пишутся изречения из Корана и наносится красивый орнамент.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

РАБИ АЛЬ-АВВАЛЬ

День рождения Пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби (Мавлид)

День рождения Пророка Мухаммеда отмечается в 12-й день месяца Раби аль-авваль. В знаменитом труде Ибн Исхака (704-767 гг.) «Жизнеописание господина нашего Мухаммеда, посланника Аллаха» приводится следующий рассказ о рождении Пророка: «Утверждают – согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает, – что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует! – рассказывала, что когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: «Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: «поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников», потом назови его Мухаммедом». Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутталиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по прошествии двенадцати ночей с начала месяца раби аль-авваль, первого в год Слона».

«Год Слона», упоминаемый в этом произведении, приходится примерно на 570 год, однако точная дата рождения Пророка Мухаммеда до сих пор не установлена и праздник Маулид ан наби приурочен ко дню его смерти. Это объясняется и тем, что в традиции ислама смерть рассматривается прежде всего как рождение для вечной жизни. (Поэтому дни рождения отмечаются мусульманами либо очень скромно, либо не отмечаются вообще, а даты смерти отмечаются более торжественно).

В первые века ислама этот праздник не отмечался, и был введен в обычай только в 604 г. хиджры (1207 г.), во время правления багдадского халифа ан-Насира из династии Аббасидов.

По случаю Маулида в мечетях совершаются общие молитвы, произносятся торжественные проповеди и декламируются мавлиды – стихотворные славословия Пророку Мухаммеду. В некоторых странах в этот день проводятся процессии и шествия с зажженными фонарями и факелами, во время которых несут изображение матери Пророка – Амины. Бедным по случаю торжества раздается милостыня.

РАДЖАБ

Ночь Даров – Лейлят ар-Рага-иб

Для мусульман месяц раджаб является священным и имеет особое значение: он называется «месяцем Аллаха», «глухим» (ал-асамм) и «проливным» (ал-асабб), поскольку считается, что гнев Аллаха в этот месяц не слышен, а Его милость со щедростью «проливается» на всех людей. В месяц раджаб отмечаются многие события священной истории: вхождение пророка Нуха (Ноя) в ковчег (в 1-й день месяца), чудо перехода Мусой (Моисеем) моря, день прощения Адама, день рождения Ибрагима (Авраама) и день рождения Исы (Иисуса). В различных мусульманских странах (особенно в Египте, Ираке и Йемене) на раджаб приходятся местные праздники. В этот месяц мусульмане стремятся совершить как можно больше благочестивых деяний и считают, что воздаяние за них многократно увеличивается по сравнению с другими месяцами.

По традиции в канун первой пятницы месяца раджаб отмечается Ночь Даров (Лейлят ар-Рага-иб). Праздник посвящен памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда – Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые «молитвы даров» (салат ар-рага-иб), а в день праздника собираются в мечети чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, в которой говорится о значении этого события.

Ночь вознесения Пророка Мухаммеда к престолу Аллаха – Лейлят аль-Исра валь-Мирадж (Раджаб-байрам)

Праздник отмечается в ночь с 26 на 27 раджаба и установлен в память о чудесном путешествии Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его восхождении (мирадж) на небеса к Престолу Аллаха. Согласно преданию, это событие произошло с 26 на 27 раджаба 621 года.

В Коране об этом событии упоминается в суре «Аль-Исра» («Перенес ночью»): «Хвала Тому, Кто перенес ночью Свого раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленную, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он – всеслышащий, всевидящий» (Коран, 17:1).

В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь Архангел Джабраил (Гавриил) посетил Пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бараке. Сначала Мухаммед и Джабраил побывали на горе Сина (Сион) и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского Храма. Мухаммед вошел в Храм, где его ожидали Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие пророки и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем – имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммеду два бокала – один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути – ты и народ твой! Вино запрещено для вас». (Запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде).

Затем в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (мирадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью (Иоанна Крестителя) и Ису (Иисуса), на третьем – Юсуфа (Иосифа), на четвертом – Идриса (Еноха), на пятом – Харуна (Аарона), на шестом – Мусу (Моисея); на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам), который показал Мухаммеду рай. Все пророки приветствовали Мухаммеда как брата. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к Престолу Аллаха, то беседовал с Ним, произнеся 99 тысяч слов… Затем Мухаммед был возвращен обратно в Мекку.

Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.

Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В день праздника все посещают мечеть чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную отмечаемому событию.

ШААБАН

Ночь Очищения – Лейлят аль-Бараат

Праздник Ночь Очищения отмечается в 14-й день месяца шаабан и выпадает на ночь полнолуния перед началом рамадана. Как повествует предание, в это время Пророк Мухаммед обычно готовился к рамадану и совершал ночные молитвы. Период с 13 по 15 шаабана называется «белыми ночами (днями)», когда мусульмане соблюдают пост и проводят ночи в бдении и молитвах.

По народному мусульманскому поверью, каждый год в эту ночь происходит «сотрясание дерева жизни», на листьях которого написаны имена всех живущих: считается, что если лист с именем человека упадет, он умрет в течение года. Всевышний сходит на «нижнее небо», чтобы отпустить раскаявшимся грехи и определить дальнейшую судьбу людей – какими будут их средства для жизни и пропитания, кто из смертных будет проклят либо, а кто вознагражден за добродетели.

В день праздника мусульмане посещают мечеть, совершают совместную молитву и слушают проповедь имама, а в домах зажигают свечи и устраивают памятную трапезу. Во многих семьях выпекают хлеб и готовят сладости, которые затем раздают бедным.

15 шаабана считается днем, когда Пророк Мухаммед изменил направление, в котором мусульманин должен встать во время совершения молитвы (ар. кибла), от Иерусалима на Мекку. Раннемусульманское предание рассказывает о том, что первые 16 – 17 месяцев пребывания Пророка в Медине молящиеся обращались лицом к Иерусалиму, но затем Мухаммед изменил направление на Каабу в Мекке, подчеркивая тем самым независимость ислама и его отличие от иудаизма и христианства. С этого момента община мусульман стала называться «ахль аль-кибла валь-джамаа» («люди киблы и согласия»), а ислам считаться самостоятельной религией.

15 шаабана принято посещать могилы родственников и читать заупокойные молитвы.

РАМАДАН

Пост месяца рамадан – Саум (Ураза)

В первый день рамадана начинается пост (ар. саум, перс. руза, тюркск. ураза), который соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т. д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Необходимо напомнить, что в исламе в отличие, например, от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.

Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. (2:181)

По поводу поста в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны – на отсчитанные дни; а кто из вас болеет или в пути, то – число других дней. А тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, – это лучше для него. А чтобы вы постились, это – лучше для вас, если вы знаете. (2:179, 180). В Коране также говорится: «Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи»… (2:183). Как видно, согласно Корану, важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапыать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста.

Вечером, после заката постящийся должен принять легкую пищу – фитур, вторая еда – сахур принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье – благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски.

Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете.

Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве и в течение месяца они должны повторять формулу: «я намерен поститься постом месяца рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего». Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом.

Лейлят аль-кадр – ночь предопределения

Ночь на 27 число месяца рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

Иногда к мусульманским праздникам ошибочно относят Ноуруз (Нооруз, Навруз) – праздник нового года. Его действительно широко отмечают в мусульманском мире, но он не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов. Ноуруз празднуется не по лунному, а по солнечному календарю – в день весеннего равноденствия. Праздник символизирует весеннее пробуждение природы и связан с началом полевых работ. Празднуют Ноуруз очень весело. На улице можно встретить Аму Навруза – дядюшку Навруза в яркой одежде и остроконечной шапке. Он играет на накоре, поет песни, декламирует стихи. Люди ходят друг другу в гости, на улицах и площадях устраиваются массовые народные гуляния, на ярмарках выступают певцы, силачи, канатоходцы.

ШАВВАЛЬ

Праздник разговенья Ид аль-фитр (Ураза-байрам)

Ид аль-фитр или Ураза-байрам – праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику – празднику жертвоприношения.

По окончании поста в первые три дня месяца шавваль радостно отмечается Ид аль-фитр – праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни – так называемое «очищение праздника перерыва». Чтобы обеспечить получение этой подати, богословы ссылаются на особый хадис пророка: «Пост рамазана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни».

В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших.

В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках – намазгах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о «действительности» прохождении поста, дается наставления соблюдать его в будущем. Например, так звучит часть одной проповеди: «Хвала тому, кто обещал верным хранителям поста вход в рай дверью, называемой прохладной, в которую входят только постившиеся во время месяца рамадана… знайте, о верующие, что этим днем оканчивается месяц рамадан, этот почтенный и священный месяц… Ах сколь печальны и огорчены мы тем, что этот месяц кончился… прощай, прощай, о месяц покаяния, прощения и освобождения от огня и ада… Я был очень весел, я дожил до месяца благословенного, но сегодня с глазами, полными слез, я должен сказать себе: о месяц рамадан, прощай! С той минуты как ты имел намерение удалиться, покой оставил меня, скорбь объяла меня… Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы… Несмотря на слабость моего тела, я узрел лик Твой с удовольствием и говорю с печалью:¦Месяц рамадан, прощай!¦…

После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» («Да одобрит Господь старания наши во имя Его»).

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Необходимо отметить, что хотя праздник разговенья и считается малым, но он отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году.

ЗУ-ЛЬ-ХИДЖЖА

Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха (Курбан-байрам)

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, – второй сын Авраама (по-арабски – Ибрахима).

Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Хотя, как сказано в Коране, «И завершайте хадж и посещение ради Аллаха» (2:192-196).» Во время хаджа мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времен – совершают обход Каабы, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана – Иблиса, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др., затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнуться, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо …»(22:37).

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится «…чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!»(20:29). Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячее пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети – мулла или муэдзин – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», т. е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтоб скрыть от света, так как они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари-курбан). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд – от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка – двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

По материалам Информационного агентства Муслим-пресс

Во имя Аллагьа Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллагьу, Господу миров,

Благословление Аллагьа и Мир Его

посланнику Мухаммеду, его семье и всем

сподвижникам!

Дорогие братья и сестры!

Всевышний Аллагь, выделил некоторые периоды времени, сделав их священными, благостными для рабов Своих. Мусульманские праздники, свещенные месяцы, дни и ночи являются Величайшей Милостью Всевышнего Аллагьа, которой пользуются разумные и упускают глупцы.

Да сделает нас Всевышний Аллагь из тех, кто умело пользуется Его Благами!

В данной брошюре кратко описаны все мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи, их высокочтимость и ценность, даны минимальные знания о них, описаны ритуалы совершаемые в эти дни и ночи.

Составитель брошюры просит и надеется на дуа (молитву) каждого читателя для себя и для всех тех, кто внес вклад в ее составление и издание.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ

МУСУЛЬМАНСКОЕ летосчисление ведется от переселения (переселение – по-арабски «hиджра» – ) пророка Мухаммада (да благословит его Аллагь и приветствует) из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка, то есть Мединой. Это переселение было совершено летом 622 года по христианскому летосчислению.

В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 суток, 12 часов, 44 минуты. Это усредненное значение. На самом деле продолжительность лунного месяца колеблется в определенных пределах. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный – 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют 30-летний цикл. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы цикла.

Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1 -го числа месяца Мухаррам.

МЕСЯЦЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ:

1. Мухаррам

2.Сафар.

З.Раби-уль-авваль

4. Раби-ус-Сани или Раби-уль-ахир.

5. Джумад-уль-ула или Джумад-уль-авваль.

6. Джумад-уль-ахир.

7. Раджаб.

8. Ша’бан

9. Рамадан (Рамазан).

10. Шавваль.

11. Зуль-ка’да

12. Зуль-хиджжа

Так как лунный месяц содержит около 29,5 суток, для удобства считают, что нечетные месяцы года имеют по 30 дней, а четные – по 29. А последний месяц – Зуль-хиджжа – имеет в обычные годы 29 дней, в високосные – 30, Такое усредненное деление является условным и не пригодно для более точного определения начала месяца. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому упрощенный подход к определению начала месяца недопустим. Точное начало лунного месяца необходимо определить наблюдением за появлением новой Луны. Но лучше всего информацию о начало месяца разузнать в Духовном управлении или у имамов мечетей.

человек и лунный календарь

Наш календарный месяц, насчитывающий 30-31 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Зато лунный месяц с продолжительностью 29,5дней есть естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причем мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции человека.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твердую и жидкую) в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д, то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений.

Г. П. МАЛАХОВ.

Целительные силы.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, СВЯЩЕННЫЕ ДНИ И НОЧИ

В ОТЛИЧИИ от светских праздников, придуманных людьми или связанных с какими-либо событиями, мусульманские праздники, священные дни и ночи указаны людям Всевышним Аллагьом через Своего посланника Мухаммада, благословение Аллагьа и мир ему. Мусульмане не отмечают даже даты крупных военных побед, имевших решающее значении для распространения и укрепления Ислама. Поэтому существенно отличаются формы празднования и проведения светских и мусульманских праздников. Если в светском понимании праздник – это причина или же повод к беззаботной радости, веселого время препровождения, ритуалов, связанных с коллективным удовлетворением индивидуальных удовольствий, то в мусульманском понимании, праздник – это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной милостью и милосердием нашего Создателя. Это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены (путем взвешивания) с плохими деяниями, возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра, это шанс принятия Всевышним прощения об отпущении грехов, воспользоваться Милостью Всевышнего, который может даже превратить наши прежние плохие деяния в хорошие. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного ‘ибадата (богослужения). Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают садака, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Употребление алкоголя, других одурманивающих, веществ, совершение деяний, запрещенных Исламом, в дни мусульманских праздников является кощунством, осквернением этих праздников, желанием сделать их похожими на светские праздники . Основными праздниками в Исламе являются: ‘Ид аль- Адха или Курбан-байрам и ‘Ид аль-Фитр или Ураза-байрам. Отмечают также священные ночи Лайлат-уль-Кадр, Лайлат-уль-Бараат, Ми’радж; священные дни ‘Арафа, ‘Ашура, священные месяцы