Пятница, 29 Марта 2024, 18.16.35
 
Главная Регистрация RSS 12+
Приветствую Вас, Гость
 
Случайное фото
Главное меню
Присоединяйся
...
Sangreal
Другое
Официальный
Sangreal
календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Не официальный
Sangreal
Мир
Статистика
Яндекс.Метрика
Будь с нами!
мИНИ ЧАТ
200
Пишите нам!
e-mail: 
vizoviy_gay@inbox.ru
Поделиться
Поиск
Автор Сайта
Погода на 2 дня
Присоединяйся
 
   
Будь с нами!
Если вы хотите поддержать сельский проект "Татарское село" - зарегистрируйтесь на этом портале и пригласите своих друзей!
Погода сейчас
Погода СЕЙЧАС
Новости региона
Новости района
Бесплатный смс



Дорогие односельчане и гости нашего портала! Нажав на эти кнопки вы можете отправить бесплатные смс своим друзьям и близким!
Сабантуй бывает разный.
А не знаешь – не толкуй!
Александр Твардовский

Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?
«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса, у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.

Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Призы для победителей

Сабантуй издревле проводился практически во всех татарских аулах. Его обычно предваряли обрядами аграрного культа – кормили детвору «грачиной кашей» – «карга боткасы» – проводили моления в полях и на кладбищах за упокой души умерших предков. Просили милости у Всевышнего и богатого урожая у матушки земли.

Сабантуй проводился исключительно на средства населения. За несколько недель до праздника избиралась специальная комиссия. Члены ее ходили по дворам и улицам, оповещая народ о предстоящем Сабантуе и собирая призы для победителей: вышитые полотенца, головные платки, рубахи, куски материи. Кто побогаче – выставлял целого барана или цветастый халат. Кто победнее – несколько яиц или горсть конфет. А после 1918 года значительную часть расходов взяли на себя местные сельские советы, позднее – колхозы и совхозы.

Главными состязаниями на Сабантуе всегда считались скачки на лошадях и национальная борьба – «курящ». Победители этих видов всегда получали самые богатые подарки – обычно живого барана.

Карл Фукс о Сабантуе

Как пишет Карл Фукс (немецкий ученый – этнограф, живший в Казани в начале XIX века), у татар это был один из самых любимых праздников, равно близкий сердцу как мулл и баев, так и последнего батрака и пастуха. Сабантуй тогда отмечался в течение недели. В это время проводились народные гуляния и разного рода состязания: скачки, национальная борьба, лазание по шесту с привязанным к верхушке призом (вначале это был живой петух, позднее его заменили более ценным призом), бег молодаек с коромыслом и полными ведрами и т.д.

Баи раздавали милостыню, угощали бедных и нищих (для них накрывались особые столы с яствами). Горожане тоже устраивали пиры на открытом воздухе. Причем гостеприимные хозяева угощали не только родных и знакомых, но и каждого, кто подойдет к их ашъяулуку, т.е. расстеленной на траве скатерти.

Никаких спиртных напитков, конечно же, не было. За порядком следили специально выделенные стражи из местных жителей. Вооруженные длинными хворостинами, они расхаживали по майдану и в случае малейшего нарушения порядка могли так огреть охальника – не поздоровится!

Сабантуй в Казани

После революции городской Сабантуй перенесли в парк «Аркадия» на берегу Среднего Кабана. К празднику 1918 года специально подготовили майдан, устроили амфитеатр с трибунами для зрителей, рассчитанный на 1500 человек, подготовили специальные трассы для скачек по прилегающим к озеру грунтовым дорогам. Зрителей, несмотря на тяжкие времена, собралось столько, что большинство наблюдало за состязаниями стоя, сгрудившись вокруг трибун. А для сдерживания напора толпы майдан пришлось оградить веревками.

С 1933 года городской Сабантуй перенесли в парк культуры и отдыха им. Горького. Здесь на средства горсовета подготовили специальный майдан, выстроили арки и ворота в мавританском стиле. Но по мере массированного наступления на народные обычаи и национальные традиции праздник постепенно затухает. С 1935 по 1940 год Сабантуй в Казани и большинстве сельских районов вообще не проводился. Более того, тех, кто ратовал за их проведение, упрятали за решетку и ликвидировали как «националистов».

В послевоенные годы Сабантуй продолжал проходить в парке им. Горького. По мере роста численности населения рамки одного парка стали тесными, и со временем Сабантуй стал проводиться в каждом из районов города.

К сожалению, в эпоху социализма в проведении Сабантуя наряду с положительными моментами стали все более явно проступать и негативные. Во время праздника начали бойко торговать пивом, вином, водкой. Праздник все больше походил на коллективную пьянку, нередко сопровождавшуюся драками, мордобоем...

А ведь Сабантуй – это особый, святой праздник. Он и начинался-то как праздник труда, пахоты и весеннего сева. Лишь в годы существования колхозов его приурочили ко времени окончания полевых работ. Праздник символизирует непрерывность национальных традиций, идущих из глубины веков. Он должен способствовать спортивному воспитанию, развитию народных видов искусств, наконец, общению. На Сабантуй собираются земляки, в каком бы отдаленном уголке страны они ни жили.

В последние годы продажа спиртных напитков во время Сабантуя запрещена.

Рафаэль Мустафин